Классный час – дискуссия на тему «Собака друг или
помощник человека?»
Цели:
1.Познакомить
детей с такой формой общения как дискуссия.
2. Показать значимость домашних животных в жизни
человека.
3. Учить бережно относится к животным.
4. Развивать умения работать с книгой (поиск
информации, обработка, пересказ, иллюстрация крассказам и т.д.)
Оформление, оборудование, инвентарь:
а)
ноутбук, проектор, экран; презентация Маши В. о собаках;
б)
выставка детских рисунков на тему «Зверьё моё»;
в)
выставка книг о животных;
г)
стулья расставлены в два ряда ( справа и слева, а посередине проход);
д)
рисунок собаки и карточки с качествами, присущими собакам;
е)
на доске название классного часа.
Подготовка.
1.На уроке ИЗО и
художественного труда дети рисуют своих домашних животных ( у кого нет, тот
рисует любимое животное)
2.Дети по желанию и
выбору выполняют следующие задания по
желанию:
а)
найти и выучить стихотворение о собаке.
б)
подобрать пословицы, поговорки и загадки о собаках, записать 1 -2
на альбомном листе и сделать иллюстрацию к
ним.
в)
прочитать или перечитать рассказы, повести, сказки о собаках.
г)найти в справочной и энциклопедической
литературе ответы на вопросы о собаках:
Сколько
пород собак?
На какие группы можно разделить собак?
Какое чувство хорошо развито у собак?
Почему
у кошек и собак горят глаза?
Вся
информация вывешивается на классном уголке, где есть конверты со словом ПОМОЩЬ,
в которых дается несколько готовых вариантов заданий.
3.На уроке музыки
дети разучивают песню «Человек собаке друг» из мультфильма «Бобик в гостях у
Барбоса».
Ход
классного часа.
I. Вступление
Учитель:- Сегодня наш
классный час пройдет в не совсем обычной форме, вдискуссии.
Кто знает, что это такое?
Это
иностранное слово, которое обозначает обсуждение
какого-либо спорного вопроса (из словаря иностранных слов).
А
тему нашей дискуссии прочтите на доске.
Прошу
тех, кто считает собаку другом человека сесть на стулья слева, а кто считает
собаку помощником человеку – справа. Чтобы дискуссия не превратилась в ссору,
будем следовать следующим правилам:
-
отстаивать;
-аргументировать;
-
доказывать свою точку зрения.
II. Основная
часть.
1.Беседа о собаках.
План беседы:
1.Сколько пород
собак известно в нашей стране и за рубежом?
2.Какие основные
группы собак выделяют кинологи?
3.Какое чувство
хорошо развито у собак?.
4.Почему у кошек и
собак горят глаза?
5.Сколько пород
собак во всем мире? Почему их так много?
Учитель:-За что же
человек полюбил собаку?
Какие породы собак нравятся вам?
Согласны ли вы, анализируя эту
информацию, что собака – помощник
человека, тогда продвиньтесь со
стульчикомна шаг влево.
2. Ученик читает стихотворение о простой
дворняге Э. Асадова.
Хозяин
погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!
Учитель:- Какие качества дворняжек подчеркивает автор в
стихотворении?
Учитель
прикрепляет к доске рисунок собаки и заранее напечатанные карточки с
качествами.
преданностьверность
любовь дружба
А только ли дворняжки могут быть преданны человеку?
(нет)
-
Какие свойства собак можно добавить в наш список? (ум, чуткость, геройство)
-
Так собака друг или помощник человека? Кто изменил свою точку зрения со стулом
продвиньтесь на шаг вправо.
3.
Ученики рассказывают поговорки о собаках.
Учитель:- С давних пор человек наблюдал за собакой, восхищался
ее умом, верностью, делал выводы, эти выводы остались и дошли до наших дней в
виде пословиц, поговорок и даже загадок. Послушаем ребят, которые их
приготовили
Без кошки нет дома, без собаки - двора.
Держи собаку на цепи, а язык на семи.
Живут как кошка с собакой.
И собака ласковое слово знает.
И собака помнит, кто ее кормит.
Заживет как на собаке.
В доме без
хозяина собака хозяин
Как собаке пятая нога.
Каков
хозяин, таков и пес.
Учитель:-Так к какому
выводу вы пришли, слушая пословицы и поговорки?(собака помощник человека?
Группа сидящая слева сдвигается нашаг
влево)
4. Показ
презентации Маши В.
Учитель: Много людей отдает предпочтение при выборе домашнего
животного собакам. А чем мы люди платим нашим друзьям за их преданность?
Маша В. приготовила для нас презентацию,
которая так и называется
«Собака друг или помощник человека?»
Пусть каждый из вас сам подумает и
продвинется со стулом либо в сторону утверждения «собака – друг», либо «собака
– помощник».
Посмотрите, что же
получилось? Две группы соединились. Кто же оказался прав в нашей дискуссии? Обе
группы, ведь собака и друг, и помощник человека.
Ребята, давайте помнить, приобретая
собаку, что это не только мягкий, теплый и приятный комочек, которым можно
любоваться. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - сказал Антуан де Сент –
Экзюпери в произведении «Маленький принц» . Как вы его понимаете? Давайте
бережно относится к братьям нашим меньшим, любить их, ухаживать за ними, почаще
гладить и показывать свою любовь к ним.
В завершение сегодняшней
дискуссии давайте споем вместе песенку «Человек собаке друг» из мультфильма
«Бобик в гостях у Барбоса»
Литература:
1.Бергман
Е. Поведение собак. – М., 1992.
2.Лоренц
К. Человек находит друга. – М., 1971.
3.Пришвин М.М. Из
цикла "Охотничьи собаки"// Пришвин М.М., Паустовский К.Г. Повести.
Рассказы.- М., 1998.